Сегодня мало кто знает, что все желающие связать свою дальнейшую судьбу с легендарной казацкой вольницей проходили обязательное испытание. Причем «экзамены» устраивались самые разные, как нарочито серьезные, так и откровенно ироничные. Однако все они давали ответ на один главный вопрос — быть или не быть новичку запорожцем. Кашеварный тест
Существовало несколько, ставших уже легендарными, способов приема в казаки. Об одном, достаточно оригинальном, повествуется в «Записках о Южной Руси» Пантелеймона Кулиша. Для начала кандидату поручали приготовить кашу: «Дивись же, вари так, щоб не сира була й не перекипіла. А ми підемо косити. Коли зготуєш, то виходь на таку-то могилу та клич нас. Ми почуємо та прийдемо».
Возьмут казаки косы, но работать не идут, а лягут неподалеку в камышах и ждут. Через некоторое время кашевар начинает звать запорожцев. Они его слышат, но нарочно не откликаются. Зовет он их, зовет, а потом — в слезы: «От занесла мене нечиста сила до цих запорожців! Лучче було б сидіти вдома при батькові, при матері. Ох, бідна моя голівонько!..» Заслышав такие речи, сечевики давали претенденту в казаки от ворот поворот, считая его недостойным высокого звания запорожца. Ну а если хлопец попадался бойкий и в ответ на гробовое молчание реагировал примерно так: «Ну то дідько з вами, як мовчите! Я й сам можу кашу їсти…», казаки, лежа в камышах, единогласно заключали: «Це наш!».
А ну, перекрестись!
О другом «тесте» на зачисление в ряды сечевиков упоминал Адриан Кащенко — автор «Оповідання про славне військо Запорозьке низове». Вот что он пишет: «На прохання заходжалої людини записати її до Січі кошовий отаман питав:
— А в Бога віруєш?
— Вірую! — відповідав гість.
— Перехрестись!
Коли той хреcтився, то це було певним доказом, що він хрещений, і цю людину брали на Січ. Те, хто він, навіть якого роду-племені, нікого не цікавило…».
Казацкая вольница на днепровских порогах по своему составу действительно была интернациональной. Кроме украинцев, на Сечи можно было встретить болгар, русских, евреев, белорусов, а также французов, поляков, татар, немцев и даже англичан. Иными словами, всех, кто желал свободы и славы.
Однако при этом непременным условием приема кандидата было признание им веры, постов, знание символов и молитв. Лютеранин, католик или мусульманин, решивший связать свою дальнейшую судьбу со славною когортою побратимов, должен был принять православие. Ни один казацкий курень не терпел иноверцев в своей громаде.
Добавлено (2009-06-21, 10:22 Pm)
---------------------------------------------
Провал на «вступительных экзаменах» считался большим позором
Еще одним довольно важным условием, позволяющим претенденту на звание казака проверить себя, являлась адаптация в новой среде, изучение традиций, обычаев и нравов сечевиков. Бывало, «кандидатский стаж» растягивался на несколько лет.
Любопытно, что субординация в отношениях между запорожцами регламентировалась не возрастом, а сроком поступления в Сечь. Тот, кто пришел и записался раньше, считался «старослужащим», пусть даже ему едва исполнилось 20. Поэтому все, кто был младше его по «призыву», называли казака «батькой». Он же обращался к «салагам» как к «сынам», хотя некоторым могло перевалить и за 40.
К слову, провал на «вступительных экзаменах» считался для «абитуриента» большим позором. В одной из народных дум, дошедших до наших дней, есть монолог женщины, которая в отместку своему непутевому мужу желает ему:
«Ой, щоб тебе покарали та три недолі:
Перша недоля — щоб під тобою добрий кінь пристав,
Друга недоля — щоб ти козаків не догнав,
Третя недоля — щоб тебе козаки не злюбили
І в курінь не пустили…»
Нерадивого атамана переизбирали в два счета
Запорожская Сечь была военной организацией: казаками руководил атаман или гетман, который управлял громадой при помощи старшины. Войско делилось на курени, возникшие первоначально из групп земляков.
Каждый выбирал себе куренного атамана, ведавшего хозяйством и всеми его внутренними делами.
А начальником над всем войском был одобренный общим собранием (рада, или коло) кошевой атаман с его помощниками — войсковыми судьей, писарем и есаулом. Все эти должностные лица избирались на год, но могли заменяться и раньше, если войско было чем-либо недовольно. К слову, каждый казак имел право участвовать в коле, и любой мог быть выдвинут на руководящую должность.
Кошевой атаман пользовался неограниченной властью в походе, но в мирное время ничего не мог предпринять без совета с радой. Если в походе принимала участие лишь часть общины и кошевой оставался дома, для командования отрядом избирался особый полковник на время боевой операции.
По иерархии после войсковой старшины и куренных атаманов следовали так называемые «батьки» или «старики», «сивоусые диды», «знатные радцы», т.е. бывшие войсковые запорожские старшины, оставившие должности по старости лет и из-за болезни или уступившие их другим после войсковой рады.
Боевой опыт, отвага, отчаянное удальство в молодые годы обеспечивали им непререкаемый авторитет в среде запорожцев. Это были «столпы» всего низового войска, носители преданий и строгие исполнители казацких обычаев.
Добавлено (2009-06-21, 10:23 Pm)
---------------------------------------------
Обет безбрачия
Одной из отличительных черт жизни сечевиков было безбрачие. Они считали семью прямой помехой военному делу, поэтому армия состояла из холостых, вдовых или бросивших своих жен казаков. Та же причина определила и характер их мирных занятий.
Земледелие им было не нужно, во-первых, из-за беспокойного соседства с кочевниками, а во-вторых, по самой своей природе, имевшей противоположный устремлениям оседлого селянина характер. Поэтому главными занятиями запорожцев, помимо войны, являлись охота и рыбная ловля.
Проживали казаки все вместе в Сечи. Каждый курень — в отдельном помещении, представлявшем собой сплетенный из ивняка большой шалаш, покрытый сверху конскими шкурами. В каждом велось свое хозяйство и на общие средства содержался стол для всех его членов. Традиционное меню сечевиков состояло из соломахи (ржаного квашеного теста), тетери (похлебки из ржаной муки) и щербы (рыбной похлебки).
За воровство и пьянство карали смертной казнью
Порядок внутри запорожской общины поддерживался строгой дисциплиной. Из преступлений самыми страшными считались предательство, убийство казаком товарища, побои, причиненные друг другу в трезвом или пьяном виде, воровство у товарища и укрывательство краденной вещи: «Особливо строги были за воровство, за которое, ежели только двумя достоверными свидетелями в том докажутся, казнят смертию».
Также строго карались связь с женщиной, насилие в самом Запорожье или в христианских селениях, мародерство и дезертирство; привод в Сечь женщины, не исключая матери, сестры или дочери. А также пьянство во время боевых походов, которое всегда считалось страшным преступлением и влекло строжайшее наказание.